Наши публикации

Нравственные аспекты супружеской измены

© Геннадий Сахаров

Составляя план лекций по урокам женского обаяния руководство курсов «Агентства хороших манер» сочло необходимым включить в курс занятий  и данную лекцию по той простой причине, что своей главной задачей мы ставим перед собой  утверждение созидательной, а не разрушительной морали в нашем обществе.

Как известно, почти все в мире дуалистично,  и одни и те же средства можно использовать как во благо, так и во зло.  И давая вам в руки такое мощное «оружие» как мастерство обаяния, мы сочли необходимым  предупредить вас о возможных последствиях применения этого «оружия».
В данной лекции я попытаюсь предупредить вас о возможных последствиях в том случае, если  перед вами либо вашими знакомыми возникнет проблема супружеской измены.
Дело в том, что иногда эта проблема превращается в реальную трагедию — это и  настораживает.
Тема супружеской неверности  является архисложной и весьма многогранной. И в первую очередь сложность ее заключается именно в оценках с точки зрения нравственных категорий. Причем если по отношению к лицам посторонним человек еще каким-то образом может проявлять терпимость  к фактам измены одного из супругов, то по отношению к собственному положению в подобной ситуации проявление терпимости практически исключено. И хотя психология мужчины и женщины во многом различна, их душевные переживания, а иногда и просто невыносимые страдания, весьма схожи.
Попытки осмыслить происходящие нравственные изломы в душе человека в случае измены предпринимались великими мыслителями и философами, но почти все они были безуспешны с точки зрения естественности такого поведения, поскольку  безболезненного и легкого выхода из сложившейся ситуации практически никто не находил. Лев Николаевич Толстой  в романе «Анна Каренина» был вынужден бросить под поезд свою героиню, поскольку так и не нашел ей оправдания ни по причине любви, ни по причине легкомыслия, ни по причине безответственности за свое поведение. Ведь он хотел рассмотреть коллизию супружеской измены, произошедшей  в кругу умных и образованных людей, более того — в кругу аристократическом. И в этом кругу, как оказалось, недостойное поведение замужней женщины недопустимо.
Сюжет его последнего романа «Воскресение» также полностью завязан на проблему нравственной стороны близких отношений между мужчиной и женщиной. И в этом романе автор приводит своих героев к разрушению жизни и непременной гибели.
Однако мы знаем, что  в реальной жизни все  может происходить не обязательно таким образом, поэтому подобные «страшилки» вызывают сегодня скорее ироническое отношение к этому уважаемому автору, нежели желание беспрекословного подчинения его мнению.
Более того, задумываясь над поведением его героев, невольно ловишь себя на мысли, что их действия иногда вовсе ничем не мотивированы, а приводимые им доводы в оправдание тех или иных поступков неубедительны.
В целом эти произведения вызывают больше вопросов, чем ответов, и я не уверен, что их несомненно можно отнести к удачным его работам.
Меж тем, в настоящее время появилась масса неплохих, в общем-то, произведений литературы и кино, в которых любовные похождения преподносятся как милые, приятные и даже забавные приключения. О том, что кто-то из партнеров при этом  состоит в браке, иногда может вскользь и упомянуться, но не более того.
Так несет ли на себе супружеская измена роковую печать трагичности, или мы излишне драматизируем такие события?
Наверное, самым ожидаемым сейчас было бы то, если б я сказал, что вот мол, а я вам сейчас разложу все по полочкам, и всем все станет ясно.
Но я вам этого не скажу. Проблема эта как была, так и остается неразрешимой. Человек в своей жизни может только попытаться обойти эту оказию, либо попытаться найти из нее более-менее приемлемый для обеих сторон выход. Но безболезненного переживания факта супружеской измены не существует.
Конечно, лучше всего было бы, если б супруги и вовсе никогда не изменяли друг другу.
И здесь нам необходимо остановиться вот на каком замечании. 
За многие тысячелетия  своего существования человечество не выработало никакой другой  морально-нравственной идеологической концепции, иными словами — идеологической доктрины,  которые были бы способны звериные инстинкты, присущие нашему животному началу, удерживать нашей духовной силой. Единственная дерзновенная, но до леденящего ужаса кровавая,  попытка создания новой — коммунистической идеологии  с треском провалилась,  не дотянувшись по своей убедительности даже и до подножий фундаментальных религиозных концепций.
Я, конечно же, не собираюсь тут вам объявлять, что видел Бога своими глазами. Нет, вовсе не для этого я заявляю о необходимости рассматривать данную тему с точки зрения христианской морали. К вере в Бога приходят совсем иным путем, а не потому, что кто-то говорит, что Бог есть.
Но мы живем в христианском мире и исповедуем христианские моральные ценности. И если кто-то, живущий среди нас, исповедует другие, то и он должен знать, какие умозаключения, я надеюсь, у большинства из окружающих существуют в виде четко сформулированных понятий, принятых в качестве общепризнанных правил, не подлежащих сомнению. Поэтому не будем принимать во внимание некоторые отличия других культур и исторических событий эпохи матриархата от современных условий. В данном случае не будем так же комментировать и такие высказывания, как: «Брак без любви является узаконенной проституцией». Это темы для отдельного разговора.
Что касается различных «сексуальных революций», «шведских семей», заявлений о природной полигамии человеческих особей в своем стремлении развития и сохранения  биологического вида, то в нашей стране это стало почти традицией, когда всяческие отклонения от нормы, разрешенные в демократических странах по причине привитой обществу толерантности (то есть терпимости общества к отклонениям от нормы ничтожной части граждан), у нас воспринимается как норма поведения для большинства граждан.
К счастью, это не так.
И вот еще на что я хотел бы обратить ваше внимание.
Не так давно я услышал кратенькую формулировку из цикла «Чего хочет  женщина». Мне сказали: «Большинство женщин желает выйти замуж за миллионера».
Что ж, логично.
Но миллионеры, как правило, вовсе не дураки. В большей части они хорошо образованны, вдумчивы, вполне обоснованно самолюбивы, и требуют достойного с собой обращения. Так же как и пока не очень богатые, но в будущем вполне возможно состоятельные достойные молодые люди. Так вот, в отношении жен, я думаю, у них существуют вполне определенные требования. И  супружеской верности в этих требованиях отдается  первое место вовсе не случайно: в евангелии от Марка (гл.10 стих 19) из всех смертных грехов первым упоминается  именно прелюбодеяние, а потом уже и  все остальные.
Но иначе и быть не может, поскольку проблема физической близости одного из супругов с кем-то другим никогда не оставляет другого супруга равнодушным. Воспоминание об этом наносит острую боль душе супруга, даже если это было в официальном браке. И вот что говориться об этом в евангелии от Марка ( гл.10 стих 11,12) и в евангелии от Матфея (гл.5 стих 32): «А я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной,  тот прелюбодействует.»
Вообще насколько эта тема сильна и животрепещуща говорит даже то, что она никогда не уходит из устного творчества человеческой популяции — частушек, баек и особенно анекдотов. Возникает резонный вопрос: почему эта сторона отношений мужчины и женщины постоянно присутствует в наших мыслях и разговорах, хотя интимная жизнь  есть самое скрытное из того, что человек вообще делает в своей жизни? Ведь для сохранения рода человеческого важен не только инстинкт размножения, но и инстинкт сохранения энергии (питание), и инстинкт сохранения тела (лечение), и многие другие факторы, влияющие на сохранение биологического вида. Такие как объединение в сообщества, выработка средств передачи информации и тому подобные.
Все дело в душе. Она главнее нашего тела. Супружеская жизнь является не только физическим контактом, но главным образом — душевным. Вступление в брак, без чего человек не может быть счастлив в жизни, есть некое слияние двух существ в единое целое посредством взаимопроникновения душ.  «И прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью, так что уже не двое, но одна плоть.» (от Марка, гл.10 стих 8)
Вы можете не соглашаться со мной, но это так.
Если вы придерживаетесь атеистических позиций (хотя само по себе это нонсенс, поскольку даже убежденные материалисты в ранге научных светил согласились оставить открытым основной философский вопрос о первичности материи), тогда вам будет, возможно, понятнее, если я скажу, что супруги настраиваются на своеобразный энергетический контакт, то есть осуществляется взаимопроникновение энергетических полей партнеров (как принято теперь говорить — тонкого и астрального тел). 
И это не остается бесследным. Человек, как вам известно, существо не только физическое, но и духовное.  И сознание, и чувства находится как раз в духовной его части, а не в физической. В физической находятся ощущения, отражающиеся в виде душевных эмоций. Но именно духовная часть заставляет человека жить и действовать по-человечески, а не по звериным инстинктам.
Именно душа, дух определяет сущность человеческого существа в отличие от всего остального живого мира, и именно то, что связано с душою всегда стоит для него на первом месте, даже если он сам этого не понимает.
Но у человека живущего душа неразрывна с плотью, обуреваемой инстинктами и желаниями получения удовольствий.
Не случайно в библии мы читаем, когда фарисеи приступили к Христу с провокационным вопросом о том, чья же будет жена, если семь братьев по очереди женились на женщине, умирая друг за другом, ответ Иисуса : «Бог не есть бог мертвых, но Бог живых» (от Марка, гл.12 стих 27)
То есть, когда человек перестал быть человеком, распавшись на отдельные составляющие — душу и тело, вопрос физической близости исчезает сам по себе.
Но надломленная душа во плоти в своем смятении и неуравновешенности может заставить свою плоть действовать с опасными последствиями.
Повторюсь,  лучше бы и вовсе люди никогда не изменяли своим супругам. Однако в мире столько причин для измен, что перечислить их почти невозможно.
Увы, это происходит не так уж и редко, ибо слаб человек… Не даром  у французов существует поговорка о том, что если б мы все убивали своих супругов за измену, то вскоре нам бы стало просто не с кем жить:  зачастую супруги и любовники — это одни и те же люди.
Что заставляет людей иметь любовников?  Это и неуважение одного из супругов; и другая любовь; и несовпадение гормонального фона; и физиологические особенности; и многое другое. В том числе и искреннее непонимание всей пагубности такого поступка и его разрушительной силы для личности и ее потомков. К сожалению, мало кто из ныне живущих в нашей посткоммунистической, безбожной стране вообще что-либо знает о смысле брака, о том, что это за таинство и как к нему надо относиться. И уж тем более мало кто знает, что существует взаимосвязь между разрушением своей и чужой души с успехами в делах и счастьем своих потомков, тем более  зачатых во грехе.
Каждый человек — пленник своей морали. Когда в сознании человека логические цепочки замкнуты, он спокойно живет, соразмеряя окружающие события со своей сформировавшейся системой взглядов, то есть со своим устоявшимся мировоззрением. Логические цепочки в сознании замыкаются на том уровне, какую сумму знаний они определяют.
Советская система образования крайне ограничивала наши знания, а сейчас и вовсе общеобразовательный уровень не только падает сам по себе, но еще и урезается по решению властей. К сожалению, разрушение империй всегда связано  с упадком культуры этой империи,  тем более на ее задворках…
Тем не менее, я все-таки уверен, что мозги наших детей и внуков не заскорузли до такой степени, что уже не в состоянии  воспринимать простые и ясные слова  о том, что происходит внутри человека — в его сознании и с его чувствами. Поэтому в данной лекции я хочу хоть немного приоткрыть тот огромный пласт размышлений, который и сформировал моральные нормы европейцев последнего века. Одним из виднейших мыслителей и был Лев Николаевич Толстой, к работам которого я сегодня обращаюсь.
Как я уже отмечал в начале своей лекции, по моему мнению, попытки Льва  Николаевича Толстого осмыслить проблему  супружеской неверности не увенчались успехом. Так и не сумев ни разгадать, ни объяснить хотя бы себе сути отношений мужчины и женщины, состоящих в браке, он вновь и вновь возвращается к этой теме уже вполне в мудром возрасте. В романе, который является вершиной его творчества, — «Война и мир», он так же не преминул коснуться супружеских отношений. Но как он обращается с Наташей Ростовой в этом произведении?
Преподнося читателю замысел ее побега из дома с Анатолем Курагиным он заставляет читателя воспринимать невинную еще девушку как изначально носительницу греха и порока, даже не удосуживаясь дать ей хоть каплю разума и вдумчивости.   А потом пишет следующее: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. …В ее  лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
А все далеко не простые нюансы супружеской жизни он свел к весьма лаконичной формулировке вот такого странного рода: «Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание,  а цель брака — семья,  разрешается только тем, чтобы не есть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жен и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи, то есть одной и одного».
Обидно, конечно же, что такой величайший мыслитель, этот титан русской литературы «золотого века» вот так грубо и примитивно попытался «сколотить» концепцию супружеской верности…
Как мне кажется, справиться с задачей осознания явления супружеской измены ему помешало то, что вопросы нравственности, а именно — что такое есть  совесть и осознание добра и зла поступков он называет это вопросом этики!
Но в его случае оно так и должно было случиться: если не принимать сущность человека божественной, то нельзя говорить о том, что существует какая-то нравственность вообще! Только и остается, что мораль, как явление,  изучаемое философской дисциплиной, называемой этика.
Напомню, что Л.Н.Толстой был отлучен от церкви, то есть его мировоззренческие позиции не совпадали с позициями человека верующего.
Чтобы все это было более понятным. Мы должны более подробно остановиться на понятии нравственности.
Как вам, наверное, известно, в  нашей стране существует некая комиссия по нравственности, которая снимает с показа по телевидению фильмы эротического содержания, а фильмы про насилия и убийства оставляет для просмотра. Но из какой среды вырастают более безнравственные люди?  Из крестьянской,  когда дети с колыбели наблюдают  кур, собак, коров  и других животных, свободно совокупляющихся на их глазах? Разве знание об этом делает их более безнравственными?
Профессия разведчика, основанная на воровстве, подкупе, шантаже, обмане, возводится в ранг героизма. Но разве можно назвать нравственными такие поступки?
Когда ополченец со святым чувством долга по защите Отечества идет и умирает на амбразуре противника, профессиональный военный думает о том,  а как бы это похитрее заманить в ловушку и единым махом уничтожить несколько тысяч солдат противника. Нравственна ли профессия военного?
И таких примеров можно привести сотни!
Ошибка заключается в том, что мораль и нравственность — это не одно и то же.
Нравственность — это наличие в человеке внутренней меры добра и зла; чести и достоинства; стыда и совести; благородства и сострадания. То есть наличие в человеке неосознаваемых высших чувств, являющихся составной частью его души, дающейся человеку Господом Богом вместе с первым ударом сердца младенца еще в утробе матери.
Так вот, супружеская измена касается именно нравственной стороны человеческой души. А осознание, то есть рассудочное восприятие действий человека  относительно нравственных категорий, и есть не что иное, как мораль.
Если в браке один из супругов попросту помыкает другим, мы иногда стараемся оценить, кто из них поступает более безнравственно: тот, который изменяет, или тот, который издевается над другим? Но ведь  безнравственность одного вовсе не оправдывает безнравственности другого.
Более того,  оценивать факт супружеской измены можно только с учетом всех обстоятельств, о которых зачастую просто никому и ничего неизвестно. Даже то, а искренним ли было решение одного из супругов вступить в этот брак. По этим причинам только сам человек  может принимать решение и нести за него ответственность, и никто другой не вправе «бросить  в него камень». (Как это ни странно, но в шариате неверная супруга приговаривается именно к забитию камнями.)
Повторюсь, только сам человек в соответствии со своим внутренним сводом нравственных законов может определить, что его измена есть смертный грех, и нужно ли его совершать. Бог дал человеку заповеди, и Бог дал свободу воли… Мы же, окружающие своего собрата люди,  должны быть сдержанны и тактичны до тех пор, пока прелюбодеяние не переросло в оскорбление нашей общественной морали. До того вмешательство в интимную жизнь  другого человека является вторжением  в его духовный мир, и делать это можно только при условии, если человек сам желает приоткрыть этот мир другому человеку. Это очень близко к исповеди, то есть к святому таинству.
И исповедь вовсе не случайно является таинством, потому что зачастую трагедии происходят не потому, что факт супружеской неверности имел место, а потому, что это стало известно другому супругу.
И, конечно же, всяческие «доброжелатели», открывающие тайные связи ваших супругов, несомненно есть ваши враги, прекрасно понимающие, как может отозваться их слово в вашей душе.
Впрочем, в некоторых странах обществом предпринимались попытки уберечь людей от желания отомстить за причиненную боль и унижение своему супругу или сопернице в случае измены. Чтобы обманутые супруги не плескали в лица любовников кислотой или не убивали их в Италии, например, существует уголовная ответственность за связь с состоящим в браке человеком.
Конечно, общественное мнение, или общественная мораль в какой-то степени дисциплинирует и сдерживает людей от безоглядного распутства. Но если в человеке изначально отсутствуют нравственные качества, общественная мораль может принудить его лишь к сокрытию своих действий, но никак его не улучшит.
Как правило, обманутому супругу не хочется в это верить, а виновный старается категорически отрицать даже очевидные факты. И это, в общем-то, тоже происходит почти подсознательно, настолько неприемлема для души человеческой такая  разрушительная ситуация.
Конечно же, надо щадить тех, кто помогал вам какое-то время жить на планете Земля.
Ведь даже умная наука  оставляет надежду, давая результат генетической экспертизы о том, что ребенок не родной, не на 100, а на 99 процентов, чтобы у супруга оставалась хоть капля веры в то, что все это может быть не так уж и подло.
Но вероятнее всего, тому или иному человеку просто свыше дается возможность счастливого брака, в котором слившиеся души не разрушают одна другую, нанося ей смертельные удары необузданными порывами плоти. Как далеко не каждому бывает дана любовь, так, очевидно, далеко не каждому ниспосылается совесть и стыд, благородство и честь, доброта и заботливость, смелость и порядочность. Именно то, что, наверное, каждый хотел бы видеть в своем супруге.
И кто знает, может быть у вашей половинки именно такая и есть нравственная сторона души, а вы вдруг неосторожно ее разрушите…