etiquette.by

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+375 (33) 667-07-70

VIBER +375 (33) 667-07-70



Font Size

Вид

Наши публикации

Часть II

 © Всеволод Сергеев

«Какие ваши доказательства?»
Фильм «Красная жара»

1. Почему Лимонову сложно оппонировать? 

Хотелось бы обратить ваше внимание на три компонента, составляющих выступление оратора.

Компонент первый включает порядок тех словосочетаний, при помощи которых оратор характеризует ситуацию в стране (приводится в последовательности, имевшей место в отрывке):

Политические убийства, направленный террор, террор, серийные убийства, кошмарный сериал, зловещая страна, климат ужаса (дважды), климат террора.

Исходя из того, что данные сочетания единственные относятся к характеристике ситуации в государстве, их смысловая нагрузка усиливается.
Основная масса приведенных характеристик относится к категории т.н. «сложных существительных» (в терминологии лингвиста Д. Боллинджера). Суть их заключается в том, что два понятия или признака, существующие в языке независимо, объединяются и создают друг другу конкретный контекст. В результате словосочетание обретает новый смысл и представляется, фактически, «срезом реальности как она есть» (как будто в реальности все так, что «климат ужаса» существует объективно, а не в голове выступающего).
Также заметим, что на непосредственное участие людей в создаваемой оратором реальности прямо или косвенно указывают лишь выражения «политические (и серийные) убийства» (предполагающие участников), отчасти «террор».
Все остальные явления – бездушны, как природа. Они описаны как объективные, системные, от конкретных людей зависящие мало (кстати, в интервью встречаются характерные термины «атмосфера» и «климат»!).
Теперь попробуйте отвлечься от экрана и произнести вслух эту последовательность словосочетаний. Желательно, несколько раз. Как Вам картина?
А теперь попробуйте эту последовательность опровергнуть! Как это сделать? Отрицать? Тогда получится что-то вроде: «У нас нет политических убийств, нет направленного (!) террора, нет серийных убийств, у нас не кошмарный сериал и т.д.».
Получается не очень убедительно. Любое отрицание подобных выражений приводит лишь к усилению их эффекта (отрицая, мы повторяем их, усиливая и, в любом случае находимся в позиции оправдывающегося).
При помощи емких характеристик и «сложных существительных» создается четкая картина «реалий», которые существуют в стране и не зависят от действий конкретных людей.  Эта картина, эти «реалии» составляют контекст тех конкретных событий, о которых говорит Лимонов в своем интервью.

Компонент второй. Теперь необходимо проследить, каким образом на «объективную» ситуацию в стране, нарисованную при помощи приведенных выражений, «накладывается» конкретная деятельность и переживания людей.
С точки зрения содержания, в выступлении оратора присутствуют три группы «действующих лиц»: 1) оппозиция (в том числе Лимонов),   2) власть, 3) третья сторона:

1. Характеристики первой группы действующих лиц: оппозиция, страдающая сторона, старухи, интеллигенция, марш несогласных;

2. Характеристики второй группы действующих лиц: Министерство (МВД), министр, генералы МВД, роскошные автомобили, «брали под контроль» (смысловые кавычки, сарказм - прим. авт.),  бегут с дубинками, крокодиловы слезы, остаться у власти, порочная практика, они.

 3. Характеристики третьей группы действующих лиц: общественное мнение, оружие, группировки.

А теперь, опираясь на приведенные выражения, постарайтесь вообразить целостный образ происходящего. Картина, которая рисуется оратором, очень красноречива и в комментариях практически не нуждается: страдающая, но героически борющаяся сторона в лице старух и интеллигенции из последних сил противостоит системе, которую символизируют «генералы на авто» и «они», игнорирующие группировки с оружием, но опасающиеся общественного мнения западных стран.
Подобной схеме также сложно возражать в силу ее простоты и доступности каждому. Большинство возражений будут касаться частностей и не затрагивать картину в целом. А к картине в целом (компонент первый) в случае живого спора контраргументы подобрать просто не хватит времени. Ведь оратором постоянно предъявляются конкретные данные в подтверждение своего видения, и именно на эти данные прежде всего реагируют слушатели.

«Погодите, у вас ведь не только (не столько) старухи и интеллигенция среди оппозиции» - «Других не много, но генералы МВД их убивают» и так до бесконечности.

Компонент третий. Существуют выражения, при помощи которых оратор привносит личностную оценку в нарисованную им картину: «должно быть стыдно», «здравый смысл», «это вы сделали» и др.
Эти оценки конкретного человека (Э. Лимонова) завершают формирование полной картины происходящего. Их присутствие на общем фоне выглядит естественным: ведь с позиций нормального человека иного отношения к такой ситуации быть не может (если не учитывать, что ситуацию сконструировал сам оратор).

2.     Направления оппонирования.

Перечислим те действия, которые может предпринять оппонент выступающего, если таковой применяет описанную тактику.

  1. Подчеркнуть, что характеристика ситуации в стране, которую дает Лимонов (компонент первый) является пристрастной. Она соответствует не реальному положению вещей, а ощущениям самого оратора. Полезно запросить доказательства, подтверждающие наличие атмосферы ужаса и т.д.
  2. Необходимо попросить оратора (или подчеркнуть, что он не может) конкретизировать, каких именно генералов он имеет в виду, какие именно марши несогласных, каких старух и интеллигенцию он подразумевает и т.д.
  3. Касательно «политических убийств». Политическое убийство  – убийство с целью устранить политического соперника. В этой связи неплохо вспомнить, что рейтинг Лимонова и его партии не превышает десятых долей процента и впору задуматься, чьим политическим противником он скорее является.
  4. Даже если описанные убийства были заказными (это допущение!), то необходимо указать на то, что Лимонов сам говорит об отсутствии доказательств, даже не конкретизирует те круги, откуда мог исходить заказ, предпочитая обходиться обращением на «они».
  5. Подчеркнуть, что описанный климат в стране однозначно выгоден, скорее, Лимонову, поскольку действительно способствует интересу к нему со стороны прессы. В то же время, даже при поверхностном знакомстве с прессой от власти становится очевидно, что права была журналистка: для властей важнее атмосфера спокойствия.

Как бы то ни было, проанализированное интервью является очень хорошим примером выступления, которое направлено на эмоциональное заражение. Такого эффекта оратор добивается при помощи особого способа описания реальной действительности. Это описание построено на базе целого ряда предпосылок-аксиом и используется  в качестве «очевидного для всех» контекста конкретной, возмутившей Лимонова ситуации.

Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций по построению такого типа речей - «речей первого впечатления» (не забыв упомянуть, что автор этих строк не приемлет подобного типа речей в силу их неприкрытой манипулятивности):

  1. Нарисуйте эффектную, эмоционально задевающую картину мира при помощи ярких эпитетов и «сложных существительных». Эти выражения должны присутствовать как что-то очевидное на протяжении всего выступления. Главное, чтобы картина не была противоречивой (никаких «сторон» явления, все предельно однозначно).
  2. Добавьте в этот «мир» драматическое противостояние «своих» и «чужих», себя и обстоятельств. Главное – побольше героики и «триллера» (можно «мелодрамы»).
  3. С высоты своего морального положения дайте емкую, но понятную оценку происходящему.

Делая все это – помните. Когда пройдет первое впечатление от вашей речи (или этого впечатления вообще не будет), будьте готовы к тому, что такое ваше выступление легко развалить несколькими вполне естественными вопросами. А потому важно выступать перед «своей» аудиторией, близкой к вам по духу и убеждениям. И самое главное. Если вы сами не верите в то, что говорите, а попросту пытаетесь манипулировать, – вас ждет неизбежное фиаско.

 Читать начало


Вы здесь: Главная Публикации Хочешь повлиять на аудиторию? Зарази ее! (поучительный анализ одного выступления)
Real Time Web Analytics Other